вернуться
к оглавлению
ПРИЕМЫ УКАЛЫВАНИЯ ГАО У
(Перевод Павла Белоусова)
Гао У - знаменитый
ученый-иглотерапевт эпохи правления династии Мин (1368-1644). Его биография
содержится в книге "Инь сянь чжи" (Хроника уезда Инь). Господин Гао много
занимался наукой, хорошо знал астрономию, законы музыки, военное дело.
В годы царствования Цзя-цзин (1522-1566) выдержал экзамен на степень военного
цзюйжэня. В поздние годы стал заниматься медициной, хорошо овладел иглоукалыванием
и прижиганием. Для корректировки местоположения точек изготовил три бронзовых
макета человеческого тела (мужчины, женщины и ребенка).Собирал различные
медицинские теории, поэмы и песни, написанные до эпохи правления династии
Мин, что послужило просвещению и оказало влияние на последующие поколения
исследователей чжэньцзю-терапии. Является автором нескольких книг, в том
числе "Чжэнь цзю цзюй ин" (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания,
1529) и "Чжэнь цзю су нань яо чжи" (Сущность иглоукалывания и прижигания
по "Су вэнь" и "Нань цзин", 1537).
Гао У преклонялся перед
канонами "Су вэнь" и "Нань цзин", отвергал приемы укалывания врачей эпох
правления династий Юань (1279-1368 гг.) и Мин (1368-1644 гг.). Так, относительно
комплексных приемов стимуляции (бу) и седатации (се) из поэмы "Золотая
игла", таких как "огонь горящей горы", "пронизывающая небеса прохлада",
"черный дракон раскачивает хвостом" и других, Гао У писал: "Лишь красивые
слова, не отражающие взглядов, изложенных в "Су вэнь" и "Нань цзин"".
Гао У не произвел дальнейшего анализа этих приемов, в то время как многие
из них основаны на принципах стимуляции (бу) и седатации (се) из канонов
"Су вэнь" и "Нань цзин".
Гао У считал, что слова
из канона "Су вэнь": "Ожидайте выдоха и вводите иглу" и "ожидайте
выдоха и извлекайте иглу" указывают на то, что врач удерживает иглу
и ждет выдохов и вдохов пациента для выполнения соответствующих операций.
Это расходится с трактовкой, содержащейся в некой книге "Цзи шэн бо цуй"
(Спасение жизни и устранение страданий), цитату из которой он приводит
в своей книге "Чжэнь цзю цзюй ин" (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания,
1529): "Попросите пациента сделать вдох (через рот)… попросите пациента
сделать выдох". В связи с этим Гао У писал: "Не имеются ли ввиду
выдох и вдох через нос?". Он считал, что этот прием "… не совпадает
с заветами, изложенными в канонах".