вернуться
к оглавлению
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ
В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ПО АКУПУНКТУРЕ
А.М. Василенко, Т.Г. Тихонова, С.А. Демин, А.Е. Терехов
Акупунктура (АП) как метод комплементарной
медицины, получила признание на государственном уровне в ряде европейских
стран, а в некоторых городах и статус университетской дисциплины. Так
уже на протяжении 20 лет она преподается в университете Людвига Максимилана
в Мюнхене (J. Gleditsch). Теория и практика АП являются элементом базового
образования врачей в университете г. Майнц (W. Maric-Oehler, K. Hunten)
и институте Людвига Больцмана в Вене (J. Bischko, H. Nissel). Вместе с
тем вопросы подготовки, сертификации и аттестации врачей остаются в основном
прерогативой национальных акупунктурных обществ. Наиболее известными из
них являются немецкое врачебное общество по АП - DAGfA; австрийское научное
врачебное общество по АП - OWAA,. австрийское общество по АП и аурикулярной
терапии - OAA. Согласно мнению руководства DGAfA базовое образование по
АП должно быть ориентировано на общепринятые международные естественнонаучные
стандарты, включающие анатомические, физиологические, биохимические и
биофизические основы АП. Обязательным, но весьма компактным элементом
программы подготовки врачей являются теоретические основы традиционной
китайской медицины (ТКМ). С 1994 г в Германии принят образовательный стандарт,
необходимый для сдачи экзамена на право использования АП как основного
вида медицинской практики. Основные требования, предъявляемые к претендентам
- успешное обучение на 10 базовых (по 9 часов каждый) и 2 практических
(20 часов) курсах по АП, а также членство в DGAfA. На основе такой первичной
специализации проводится дальнейшее усовершенствование для использования
АП в различных областях клинической медицины суммарной продолжительностью
не менее 350 часов, которое обычно осуществляется с перерывами в течение
нескольких лет. Несколько меньшие сроки полного последипломного образования
приняты в Италии (450) и во Франции (400 часов). В то же время Немецкое
рабочее общество по классической АП и ТКМ (AG), объединяющее врачей и
лиц, не имеющих медицинского образования проводит 3-летние курсы обучения
объемом 500-800 часов в зависимости от уровня исходной подготовки.
Сопоставление проекта унифицированной
программы последипломного обучения врачей по рефлексотерапии (РТ) в России,
рассмотренный экспертной комиссией в начале 1998 года целом соответствует
европейским образовательным программам по АП. Одним из принципиальных
дискуссионных вопросов между европейскими школами по АП является отношение
к методологии ТКМ. В Англии, Швеции, ряде немецких и австрийских школ
и в США изучение методологических концепций ТКМ является одним из основных
раделов теоретической подготовки. Некоторые же ведущие специалисты, например
J. Bischko, считают, что ТКМ представляет интерес лишь с точки зрения
истории медицины. Аналогичная дискуссия ведется и в России. В этой связи
представляют интерес результаты анкетирования, проведенного австрийским
акупунктурным обществом среди слушателей курса усовершенствования в октябре
1995 - мае 1996 года. 96% курсантов, получивших первичную подготовку по
АП в разных странах - жители Австрии и иностранцы, врачи 18 специальностей,
высказало положительное отношение к ТКМ как к необходимой части образования
по АП. Аналогичные результаты были получены при анкетировании врачей,
обучающихся на курсах тематического усовершенствования на кафедре РТ МГМСУ.
Большинство врачей считают, что наиболее эффективные результаты приносит
использование точек АП, подобранных в соответствии с классическими правилами,
основанными на концепциях ТКМ. Использование результатов современных исследований
саногенетических механизмов РТ оказываются более продуктивными для выбора
наиболее адекватного метода воздействия на точки АП. Таким образом, теоретическая
подготовка по РТ должна сочетать в себе концепции ТКМ и их современные
интерпретации на основе фундаментальных наук. Это предусмотрено разрабатываемой
на кафедре РТ МГМСУ компьтерной программой тестового контроля знаний.
На основании анализа имеющегося зарубежного
опыта подготовки специалистов, а также позитивных (имеются и негативные)
примеров проведения коммерческих курсов по РТ в России, можно заключить,
что для подготовки врачей к ограниченному рамками своей основной специальности
использованию РТ достаточен базовый курс, включающий основные разделы
программы общего усовершенствования, объемом не более 250 учебных часов.
Курс первичной специализации врача - рефлексотерапевта должен составлять
не менее 550 часов.